|
Богомазов Геннадий Михайлович
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания МГПУ.
Богомазов Геннадий Михайлович, 1936 г.р. (Москва). Окончил МГПИ им. В.И. Ленина (историко-филологический факультет, 1960); доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания МГПУ. Работал в школе г. Москвы, в Университете дружбы народов им. П. Лумумбы; в Дипломатической академии МИД СССР; заведовал кафедрой русского языка в МГЗПИ.
Научные интересы: является специалистом в области фонетики русского литературного языка. В своих исследованиях большое внимание уделяет проблемам типологических особенностей русского языка и их отражению в фонетической системе. Многие вопросы в его работах рассматриваются с точки зрения психолингвистики и социолингвистики. Всегда стремится сочетать свои научные интересы с практикой школьного образования. Изучение вопросов возрастной фонетики и возрастной фонологии как составной части возрастной фонетики и раздела современной онтолингвистики отражены в статье «Сосуществование двух фонологических систем в языке ребенка» (Вопросы языкознания, № 1, 2000 г.), а также в докторской диссертации «Возрастная фонология: теория, эксперимент, практика» и ряде статей, опубликованных в академических изданиях и отраженных в выступлениях на Международных и Общероссийских конференциях и симпозиумах. Всего по этой проблематике было опубликовано около 60 работ. Общий список изданий автора насчитывает более 130 печатных работ. Большое внимание уделяет внедрению передовых компьютерных технологий в учебный процесс: им разработано и успешно используются на лекциях и на практических занятиях компьютерные программы. В научной работе со студентами и аспирантами активно применяет экспериментальные методы изучения практической деятельности учащихся по русскому языку в школе. Принимает активное участие в жизни кафедры и факультета, среди преподавателей и студентов пользуется заслуженным авторитетом.
Основные научно-методические труды:
1. Современный русский литературный язык. Фонетика (учебное пособие для вузов), изд. «Владос», 2001 г., в котором впервые появились такие разделы, как «фонетика спонтанной (разговорной) речи», «фонетика поэтической (образной) речи», «фонетика детской речи»; многие традиционные проблемы фонетики, фонологии, графики и орфографии рассматриваются с позиций развития русского типа языкового мышления у учащихся общеобразовательных школ.
2. Возрастная фонетика. Книга для логопеда (учебное пособие, написанное в соавторстве с Е.Н. Винарской) вышло в издательстве Томского университета, в 2001 году; в 2005 году это пособие для высшей школы под названием «Возрастная фонетика» было переиздано в издательстве «Астрель». Такое пособие по возрастной фонетике было создано впервые. Основная теоретическая посылка пособия – необходимость рассмотрения паралингвистических эмоционально выразительных и фонетических средств речи в качестве единой иерархически построенной системы. Ребенок не сразу овладевает языком общества; в каждом периоде развития он осваивает при наличии нормативных социальных воздействий преемственно формирующийся возрастной «язык».
Возрастная фонология (двухуровневая фонологическая система и роль в формировании чутья языка и грамотности учащихся 1-6 классов), монография, опубликована в изд-ве МГПУ-Ремдер, 2005 г. Практическая направленность исследования сводится к разработке научных основ по совершенствованию преподавания русского языка в школе.
|
|
|